ОТП
Skip to main content
atameken ru
РК, г. Астана, ул. Керей, Жәнiбек хандар, 32
+7 702 494 2520 | info@kazeso.kz

Рынки

ОТП


Вышла статья Тимура Шалабаева, исполнительного директора Ассоциации ВИЭ Qazaq Green. Некоторые наши коллеги любят манипулировать сознанием своих подписчиков и общественности.

Например, Тимур пишет: «Глава государства на встрече с представителями бизнеса, состоявшейся 12 сентября 2023г. особое внимание уделил вопросу развития местного содержания, особенно отметив, что многие государства активно применяют меры по защите внутреннего рынка. Однако он отметил, что жесткие требования по местному содержанию должны касаться предприятий, который получают государственные заказы и при этом допустил, что импорт товаров возможен по тем позициям, производство которых в стране отсутствует.»

Я зашел на официальный сайт Акорды, где есть информация об этой встрече Главы государства с бизнесом.

Там черным по белому написано: «Сегодня по проектам Тенгиз, Кашаган и Карачаганак проектирование выполняется в зарубежных странах. Это касается и проекта будущего расширения месторождения Тенгиз. Понятно, что в проектные решения закладываются импортные материалы и оборудование. Это закрывает доступ отечественных производителей к реализации нефтегазовых проектов. Местное содержание в товарах, используемых в крупнейших проектах (Тенгиз, Кашаган, Карачаганак), не достигает и 5 %. «Правительство должно добиваться перемещения проектных дизайн-офисов в Казахстан с обязательным привлечением местных инженеров и компаний», – сказал Президент.»

Нет таких выражений, о которых говорит Тимур. А есть другая фраза: «Глава государства напомнил, что в Послании он дал ряд поручений, направленных на стимулирование предпринимательства. В частности, следует проработать предоставление особых мер государственной финансовой поддержки, а также льготный доступ к государственным тендерам для бизнеса, который работает в стандартном налоговом режиме.».

Это такая у Тимура свободная интерпретация слов Главы государства, получается - услышал, то что хотел «услышать». Что же касается международного опыта, то Тимур опять же забыл привести пример Турции, где основные меры государственной поддержки, способствующие повышению локализации электростанций, использующих возобновляемые источники энергии (ВИЭ) состояли в следующем.


1. Зеленый тариф (Feed In Tariff, FIT)

Тариф, по которому электроэнергия из ВИЭ будет гарантированно выкупаться в течение 10 лет после ввода в эксплуатацию. Дополнительно при использовании отечественных компонентов при строительстве завода - тариф дополнительно повышается на первые 5 лет.

В момент утверждения в 2011 году надбавка за локализацию могла достигать 50% для ветряных и солнечных электростанций. Точное соотношение отечественных компонентов, необходимых для получения дополнительной поддержки, и методы расчета устанавливаются и обновляются Министерством Энергетики и природных ресурсов (MENR).


2. Меры стимулирования в Турции

В зависимости от объемов инвестиций, региона1 и места расположения2 будущего объекта, а также типа3 выпускаемого продукта могут быть применены стимулирующие меры:

  • Государственная гарантия выкупа продукции, производимой в рамках инвестиционного проекта;
  • Освобождение от НДС для закупаемого оборудования (техники, станков), затрат на строительство;
  • Освобождение от таможенных пошлин для станков и оборудования, приобретаемого за рубежом;
  • Освобождение / Снижение налога на прибыль;
  • Уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль на сумму затрат на НИОКР и проектирование;
  • Освобождение от налога на собственность для земли и зданий;
  • Освобождение от специальных налогов на потребление в СЭЗ (углеводородов и углеводородного сырья, различных транспортных средств);
  • Освобождение от гербовых сборов4;
  • Поддержка по оплате премий социального страхования;
  • Заработная плата квалифицированного персонала, нанятого на срок до 5 лет, будет субсидироваться государством в размере, не превышающем 20 минимальных заработных плат (МЗП);
  • Расходы на обучение сотрудников компенсируются Турецким Агентством Занятости5;
  • Часть расходов возмещается со стороны правительства6;
  • Часть расходов на электроэнергию возмещается инвестору;
  • Процентная ставка по кредитам может быть субсидирована государством;
  • Содействие в удовлетворении инфраструктурных потребностей (электроэнергия, природный газ и др);
  • Правительство может выступить соинвестором вплоть до 49% от общей суммы инвестиций;
  • Содействие в получении разрешений, лицензий;
  • Выделение земельных участков для инвестиций в соответствии с принципами и процедурами, установленными Министерством Окружающей Среды и Урбанизации.

3. Территориальные и торговые преимущества

С целью стимулирования создания экспортоориентированных производств, в т.ч. ВИЭ, на территории страны размещено 18 Свободных Экономических Зон (СЭЗ), в точках, обеспечивающих легкий доступ к международным торговым маршрутам через порты Средиземного, Эгейского и Черного морей.

Обеспечение возможности беспошлинного ввоза продукции на рынки стран с общим населением в 945 млн. человек:

  • Таможенное соглашение с Европейским союзом (510 млн. человек)
  • Соглашения о свободной торговле с 23 странами (355 млн. человек)

Турция стремится стать логистической сверхдержавой к 2053 году. В апреле 2022 г. правительство Турции опубликовало 30-летний Генеральный план по транспорту и логистике (30-Year Transport and Logistics Master Plan), направленный на улучшение логистической инфраструктуры во всех видах транспорта. В соответствии с этим планом Турция планирует инвестировать 153 млрд долл. к 2053 году для поддержки масштабных достижений в области инфраструктуры.

Выводы по рынку Турции:

  • Высокая зависимость от импортных энергоносителей - 100% газовой электрогенерации и около 50% угольной электрогенерации в комбинации с благоприятными условиями для размещения солнечных и ветряных электростанций способствуют развитию генерации на основе ВИЭ в стране.
  • Ставка зеленого тарифа (увеличенного тарифа для ВИЭ), номинированная в иностранной валюте7, в комбинации с высокой надбавкой за использование комплектующих, произведенных на территории Турции, гарантируют спрос, и, как следствие - окупаемость инвестиций.
  • Комплектующие для солнечных электростанций и ветряных электростанций также находятся в списке приоритетных инвестиционных направлений, что позволяет инвесторам рассчитывать на более широкий спектр мер поддержки.

Таким образом, сегодня Турция стала одной из ведущих стран по производству энергии от ВИЭ, оуществляется мощнейшая поддержка внутристановой ценности и соответсенно обеспечены рабочиме места и налоги.

Что же предлагает ассоциация Qazaq Green.
Вся статья исполнительного директора этой ассоциации направлена только на то, чтобы, по-моему мнению, дискредитировать идею Главы государства и Правительства по поддержке отечественных производителей. А именно, цитата:

- Несмотря на амбициозные цели по развитию сектора ВИЭ исследователи отмечают, что требования по развитию местного содержания делают возобновляемые источники энергии более дорогими, чем необходимо, тем самым усугубляя, а не смягчая изменение климата. (ссылка на источник не открывается)

В частности, отмечается, что требования по местному содержанию — правила, требующие от компаний использовать минимальный уровень отечественных товаров или услуг, поставляемых внутри страны — напрямую искажают торговлю и поощряют замещение импорта отечественными товарами, даже если отечественные товары хуже и дороже, чем иностранный импорт. Подобные торговые искажения препятствуют конкуренции и увеличивают общие затраты производителей электроэнергии в краткосрочной перспективе. К примеру, в период с 2014 по 2017 год требования к местному содержанию привели к увеличению стоимости солнечной фотоэлектрической энергии, вырабатываемой в проектах с местным содержанием в Индии на 6 процентов за киловатт-час по сравнению с аналогичными проектами, не подпадающими под такие же требования. В тот же период индийские солнечные панели оставались примерно на 14 процентов дороже, чем импортные панели. (как, впрочем, и вторая).


А что нужно на самом деле Казахстану?

А решение лежит на поверхности, предложенное НПП «Атамекен». Необходимо разработать четкие и стабильные правила при строительстве объектов ВИЭ.

За последние несколько лет, благодаря запущенному в 2018г. открытому механизму аукционных торгов по отбору проектов ВИЭ, этот сектор достиг значительных результатов. Сегодня в Казахстане действует 147 объект ВИЭ общей установленной мощностью 2903,54 МВт, которые вырабатывают почти 6% электроэнергии в стране и привлекли более 3 млрд. долларов США инвестиций. За это время в аукционных торгах приняло участие более 230 компаний из 13 стран мира. Международные организации признали аукционный механизм в качестве надежной, открытой и справедливой площадки по отбору проектов ВИЭ.

Подписанные проекты, в рамках Межправительственных соглашений (Masdar, AcwaPower) не соответствуют условиям законодательства Республики Казахстан в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан, а также недостаточно призрачен их механизм тарифообразования, что, по нашему мнению, неприемлемо с точки зрения нарушения правил конкуренции и негативного влияния на инвестиционный климат в нашей стране.

При этом такие гигаватные проекты, как Total, Masdar, Acwa Power, China Power и др. уже начали свою реализацию. Новые крупные проекты ВИЭ, по нашему глубокому убеждению, должны в обязательном порядке предполагать обязательства для инвестора по использованию комплектующих, материалов и ресурсов, произведенных в Республике Казахстан.

В этой связи, в указанных Межправительственных соглашениях необходимо включения обязательного требования по использованию оборудования и комплектующих, произведенных на территории Республики Казахстан, а также наличие инвестиции в НИОКР, т.е. поддержка казахстанских исследований и разработок в области зеленых технологий, поддержка стартапов и инноваций, содействие малому и среднему бизнесу в разработке и внедрении экологически чистых технологий.

А сегодня эти расходы, напомню, составляют:
В Казахстане 0,15 % от ВВП, в Китае - 2,54%, в Южной Корее достигли 4,9%, Швейцарии — 3,4%, Великобритании — 2,9%, в России 1,1%.


1 Для целей определения региональных мер поддержки страна разбита на 6 регионов и 81 провинцию с точки зрения уровня развития. При прочих равных в более развитых регионах/ провинциях предоставляется меньше региональных мер стимулирования.
2 Расположение объекта производства или исследовательского центра на территории технопарков, организованных промышленных зон (ОПЗ), свободных экономических зон (СЭЗ) предоставляет дополнительные меры стимулирования.
3 Список приоритетных инвестиционных направлений, инвестиции в которые расширяют объем мер стимулирования (Приложение 3).
4 Для определенных документов.
5 Компенсируются расходы, отвечающими определенными требованиями.
6 Расходы подлежащие компенсации должны соответствовать определенным критериям.
7 Начиная с ноября 2010 года лира обесценивалась по отношению к доллару США.

© 2024 ОЮЛ «Казахстанская ассоциация энергоснабжающих организаций» Все права защищены.
Создание сайта: arctika.kz